Участники международного круглого стола обсудили перспективы сотрудничества Астраханской области и Туркменистана в транспортно-логистической сфере

Мероприятие прошло в Астрахани и Ашхабаде под знаком приближающегося  национального праздника Туркменистана – 25-й годовщины принятия статуса нейтралитета. На девяти площадках круглого стола диалог в режиме видеоконференции вели представители органов государственной власти, руководители морских портов, транспортно-логистических центров, транспортных компаний, высших учебных заведений Астраханской области и Туркменистана. Итогом работы стало подписание меморандумов о сотрудничестве.

Как отметил в приветственной речи исполняющий обязанности руководителя агентства международных связей Астраханской области Илья Торопицын, «Туркменистан является одним из основных зарубежных партнёров Астраханской области. Наше взаимодействие осуществляется по самым различным направлениям».

Участников круглого стола поприветствовал Консул Туркменистана в г.Астрахани  Гуйч Гараев. «Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, продолжается активное сотрудничество наших стран, и особенно в транспортно-логистической сфере, - сказал он. – Представители Туркменистана принимают участие в работе «Транспортной недели-2020», которая в эти дни проходит в Москве».  

Основной темой обсуждения стало развитие транспортно-логистического комплекса двух стран.Как известно, недавно подписано постановление Правительства РФ  о создании в Астраханской области портовой особой экономической зоны.

Заместитель генерального директора особой экономической зоны «Лотос» Евгений Маркелов сообщил, что якорным проектом портовой ОЭЗ станет строительство частным инвестором  современного контейнерного терминала, грузооборот которого составит 8 млн. тонн в год с возможностью увеличения. Кроме того, есть ряд других инвесторов, с которыми подписаны соглашения о намерениях. Портовая ОЭЗ будет объединена в Каспийский кластер с промышленно-производственной ОЭЗ «Лотос». Она  станет добавочной грузовой базой для международного транспортного коридора «Север – Юг».

«Туркменские коллеги  очень активны в развитии данного направления, и мы надеемся расширять сотрудничество с ними», - заявил Е.Маркелов.

О большом потенциале совместной работы в области судостроения и транспортных перевозок говорил на заседании заместитель директора агентства «Туркменские морские и речные пути» Аннадурды Косяев. В Туркменистане запланировано создание сети торгово-логистических центров для организации международных перевозок, к 2030 году будет введён в эксплуатацию новый морской торговый порт. За последние годы в результате сотрудничества с судостроительными предприятиями России флот Туркменистана пополнился шестью современными нефтеналивными танкерами и одним пассажирским судном.

В своё время много заказов для Туркменистана было выполнено в Астрахани: построены нефтедобывающие платформы и другие судна.На очереди новый заказ – строительство контейнеровоза.

В свою очередь, заместитель Председателя Правления Ассоциации «Туркмен Логистика» Сахра Аманова акцентировала внимание на  необходимости активнее использовать выгодное географическое положение Туркменистана и Астраханской области для активизации грузовых и пассажирских перевозок по Каспийскому морю. Это подтвердили её коллеги по Ассоциации.«Раньше я работал на линии Туркменистан – Иран, с начала 2020 года решил попробовать астраханское направление,- рассказал руководитель одной транспортной компании. – Морской путь более короткий. Для того чтобы доставлять грузы из Туркменистана в Россию по суше, приходится совершать обход через Узбекистан и Казахстан».

По информации туркменских грузоперевозчиков, в  настоящее время из Туркменистана в Астраханскую область ежемесячно доставляется  десять контейнеров. По мнению участников заседания, объёмы грузоперевозок необходимо наращивать. Об этом, в частности, говорил руководитель общественной организации «Региональная ассоциация судовладельцев и экспедиторов Астраханской области» Игорь Загребельный. «Необходимо рассмотреть на межгосударственном уровне вопрос транзита через Туркменистан автомобильных грузов из Пакистана и Афганистана и обратно, - считает он. – Надо также организовать круизы на пассажирских судах из Астрахани в Туркменистан, в национальную туристическую зону Аваза».

Итогом обсуждения стало подписание в режиме онлайн меморандума о взаимопонимании между  Региональной ассоциацией судовладельцев и экспедиторов Астраханской области и  Ассоциацией «Туркмен Логистика».

Помимо производственных проблем, на заседании международного круглого стола обсуждались вопросы кадрового обеспечения, взаимодействия высших учебных заведений по подготовке специалистов в сфере транспорта и логистики. Стороны обсудили дальнейшие пути развития сотрудничества. В дискуссии приняли участие руководители и преподаватели Института инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана, Каспийского института морского и речного транспорта им. ген.-адм. Ф.М.Апраксина и Астраханского государственного технического университета.

В частности, руководители КИМРТ предложили несколько направлений взаимодействия с учебными заведениями, представителями органов власти и бизнеса Туркменистана. Среди них - создание учебно-методических комплексов, организация семинаров, проведение практических занятий для студентов, а также курсов профессиональной переподготовки для преподавателей с использованием дистанционных образовательных технологий, издание совместного интернет-журнала для публикации научных трудов, открытие Летней логистической школы Прикаспийских государств,реализация проекта транзитного образования, включающего в себя цепочку «средняя школа – ВУЗ», совершенствование порядка прохождения производственных практик и т.д.

В завершении второй сессии был подписан меморандум  о взаимопонимании между Каспийским институтом морского и речного транспорта им генерала-адмирала Ф.М.Апраксина и Институтом инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.