Каспийский экспертный клуб обсудил вызовы, препятствующие развитию МТК «Север-Юг»

24 января в Астрахани состоялось очередное заседание Каспийского экспертного клуба. На встрече эксперты-международники, логисты, промышленники, представители органов государственной власти и экономисты обсудили вызовы, стоящие на пути реализации проекта по развитию МТК «Север-Юг».
Организаторами встречи выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия» и Астраханский государственный технический университет.
Основной доклад «МТК «Север-Юг»: вызовы, побеждающие преимущества» представил старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, кандидат политических наук Алексей Токарев (соавтор доклада – аналитик ИМИ МГИМО Адлан Маргоев).
По мнению экспертов, перед МТК «Север-Юг» сегодня существует ряд вызовов, в том числе экономического, политического, инфраструктурного характера. В частности, среди инфраструктурных вызовов эксперты выделяют изношенность железной дороги Астара-Ялама в Азербайджане и низкий уровень электрофикации железных дорог в Иране, а также отсутствие путей до порта Энзели и до Астары от Решта. В качестве серьезного препятствия развитию коридора отмечена ориентированность Индии на торговлю со странами Центральной Азии по сравнению с другими, в том числе и европейским направлением.
Авторы доклада отметили, что геополитические и экономические внешние вызовы создают очень значимые препятствия, и за пределами России «Север-Юг» испытывает серьезное давление. В этой связи участники встречи отметили необходимость качественной доработки стратегии развития МТК «Север-Юг».
Представители реального сектора экономики со своей стороны приводили различные доводы, объясняющие с их точки зрения, почему грузопоток по коридору «Север-Юг» не достиг до сих пор запланированных показателей. Но, как показало выступление генерального директора ОЭЗ «Лотос» Сергея Милушкина, на то есть свои причины. Он, в частности, отметил высокую значимость и перспективность МТК «Север-Юг», подчеркнув, что данный транспортный коридор сложен из нескольких частей, и каждая имеет свою логику и развитие.
Одновременно с этим участники дискуссии отмечали, что вложения в порт Оля позволили сформировать в Астраханской области необходимую инфраструктуру для эффективной работы транспортного комплекса по обслуживанию грузопотока по МТК «Север-Юг». А руководитель проектов Каспийского экспертного клуба, заместитель директора Международного экспертного совета BakuNetwork, аналитик Гюльнара Мамедзаде напомнила, что МТК «Север-Юг» призван обеспечить связь между Индией и Европой не только через Иран, но и Азербайджан, деловые круги которого активно участвуют в развитии транспортно-логистических связей в странах Прикаспия.
Кроме того, Сергей Милушкин подчеркнул, что в настоящее время в соответствии с поручением Президента РФ Правительством России совместно с Правительством Астраханской области ведется работа по созданию особой портовой экономической зоны, которая будет способствовать развитию и наполнению грузовой базы коридора, предоставляя льготы для перевозчиков, логистов и производителей.